Что такое самопознание? — 5 простых упражнений на самопознание

Международная школа бизнеса

Что такое самопознание?

Это ключевой процесс личностного роста: только познав себя, человек может обеспечить себе лучшее качество жизни. По сути это практика, направленная на выявление и устранение внутренних противоречий.

Конечная цель — раскрыть своё внутреннее «Я», обеспечить целостность собственной личности. Для многих людей этот процесс выражается в поиске ответов на вопросы «Кто Я?», «Для чего я пришёл в этот мир?» и т.д.

Находя ответы на эти и другие важные вопросы, человек по-другому выстраивает систему жизненных приоритетов, благодаря чему меняет свой образ жизни к лучшему.

Надо понимать, что это не столько «прокачка», сколько оптимизация внутренних ресурсов. Повышению качества жизни есть вполне логичное объяснение: когда человек сосредотачивается на себе, начинает понимать что ему действительно нужно, концентрируется на своих целях, ему становится легче достигать их, отчего он получает большое удовольствие и возможность двигаться дальше.

Самопознание и самосознание в психологии

Самопознание тесно связано с самосознанием. В свою очередь, самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности.

Отправной точкой этого процесса является осознание собственного «Я» индивидуума и вписывание его в контекст окружающего мира.

Принятие внешнего окружения и самосознание развиваются параллельно, так как это взаимозависимые процессы.

Одной из наиболее популярных концепций самосознания стала концепция И.М. Сеченова, которая опирается на «системные чувствования» — именно на них строится самосознание.

«Чувствования», в свою очередь, являются не чем иным, как психосоматическими реакциями на внешние раздражители, которые проявляются ещё в младенчестве и уже тогда закладывают основу будущей личности человека.

Часть их имеет объективный характер и исходит из восприятия мира, другая часть — субъективна, она возникает из восприятия своего тела.

 

Этапы самопознания

Как уже было сказано, самопознание — сложный и продолжительный процесс. Чтобы лучше представлять его, следует выделить основные этапы, которые по-разному влияют на отношение индивидуума к самому себе и к окружающему миру:

На этом этапе самопознание зачастую происходит неосознанно. Человек оценивает себя пассивно, с точки зрения мнения окружающих, как бы по отражению в зеркале общества, и таким образом формирует образ собственного «Я».

Чем дальше продвигается формирование, тем больше возникает несоответствий между внешней оценкой и внутренними ощущениями. Когда накапливается критическая масса противоречий, на этом этапе возникает первый серьёзный кризис, который можно назвать когнитивным диссонансом.

Разрешение этого кризиса — очень важная веха на пути самопознания, но отнюдь не его завершение.

На этом этапе роли меняются. Теперь человек оценивает себя сам, сравнивая с другими людьми, но, не опираясь на их мнение.

Окружающий мир становится пассивной стороной, лекалом и эталоном, соответствие которому вовсе не обязательно. Снимаемые мерки накапливаются, превращаясь в стройную (или не очень) картину внутреннего мира.

На данном этапе процесс самопознания напоминает работу архитектора, который создает не только красивый, но и устойчивый проект.

Методология или техники самопознания

Самопознание — это процесс, и он состоит из множества практик, используя которые можно значительно продвинуться в сторону разрешения своих внутренних противоречий. Все используемые приемы можно разделить на несколько крупных направлений, каждое из которых по-своему важно:

    1. Максимально отстранённая и беспристрастная оценка своего прошлого опыта, как личного, так и профессионального. Объективно оценивать себя очень сложно, поэтому неудивительно, что с первого раза добиться прогресса в упражнении почти никому не удаётся. Тем не менее, регулярно практикуясь, человек постепенно учится выявлять свои сильные и слабые стороны, над которыми впоследствии будет работать. Здесь важно то, насколько разнообразен его опыт, и для его расширения очень полезно выходить из своей зоны комфорта. Погружая себя в разные обстоятельства, принимая разные вызовы, человек проявляет те или иные качества — смелость или осторожность, решительность или инертность, спонтанность или вдумчивость; и вместе с этим получает богатую пищу для размышлений и возможность дать себе оценку, максимально приближенную к истине. 
    2. Разнообразные групповые тренинги, деловые игры, компьютерное тестирование. Здесь в процесс включаются другие люди и коллективные методики, ведь, как и другие дела, самопознание удобно осуществлять при помощи товарищей. Все предложенные практики подразумевают коммуникацию, а именно в коммуникации раскрываются многие важные качества человека. Тесты позволяют ответить на вопросы, которые сам индивидуум может просто не догадаться задать себе (в данном контексте рекомендован тест Айзенка). Интерпретацию ответов здесь лучше предоставить специалистам.
    3. Включение самопознания в повседневную деятельность, в отличие от первого пункта, здесь предлагается оценивать себя не «в вакууме» спокойных размышлений, а на фоне привычных повседневных дел. Эта среда тоже является индикатором внутреннего состояния человека. Нужно только отслеживать событие не только с позиции «Что происходит?», но и с попыткой ответить на вопросы «Почему это происходит?» и «Что это значит?».

Следует понимать, что универсального рецепта не существует. Каждая личность уникальна, и то, что идеально подходит одному человеку, может оказаться совершенно бесполезным для другого. Поэтому все представленные направления лучше комбинировать, находя в каждом удобные и полезные практики.

Кризисные моменты самопознания

Практически всегда, когда индивидуум встречается с определенными жизненными трудностями:

    • неудовлетворённость работой;
    • неурядицы в отношениях;
    • творческий кризис;
    • проблемы со здоровьем и т.д.,

он обращается внутрь себя в поиске ответа на вопрос «Что со мной не так?». Случается, что поиски эти похожи на пресловутый поиск черной кошки в тёмной комнате: не зная, как и что искать, человек может копаться в себе годами без особой пользы, не улучшая свое подавленное состояние.

Цели поиска

Самопознание — не процесс ради процесса, у него есть конкретные цели. Они заключаются также и в развитии личностных качеств человека, которые нужны для успешной деятельности во всех жизненных сферах:

    • Энергичность — способность сохранять силы и энтузиазм даже при напряженной работе. Многие сотрудники современных предприятий жалуются на повышенную утомляемость, и даже появился специальный диагноз — синдром хронической усталости, который сводит на нет кропотливые старания. Чтобы не пасть его жертвой, человеку следует научиться правильно распоряжаться своими внутренними ресурсами.
    • Коммуникативность — умение вступать в диалог с людьми, располагать их к себе, находить с ними общий язык ради обоюдной выгоды. Многим людям трудно выходить из комфортной зоны личного пространства, чтобы вступить в общение с собеседником, а причина этого кроется как раз в неразрешенных внутренних противоречиях.
    • Воля — одно из ключевых качеств успешного человека, сотрудника или руководителя. Оно подразумевает способность выполнять задачи наперекор собственной лени или внешним обстоятельствам, а также умение защитить собственную точку зрения реализовать свой проект.
    • Честность — в первую очередь, перед самим собой. Без этого качества нельзя добиться объективной оценки своих действий, успехов и неудач. Честность в плане бизнес-отношений также следует культивировать — так можно выстроить по-настоящему действующие связи, которые принесут выгоду всем участникам рабочего процесса.
    • Обучаемость — способность постоянно получать новую информацию, обрабатывать её и ставить себе на службу. Непрерывное повышение своего интеллектуального уровня — едва ли не самая приоритетная задача современного человека. В век информации главный капитал каждого из нас — собственные знания, навыки и умения, и расширять этот багаж никогда не бывает лишним.

С точки зрения бизнеса, развитие данных качеств само по себе не гарантирует немедленного карьерного роста, однако существенно повышает самоценность человека как работника, а также улучшает его мироощущение. Гармоничное сосуществование со своим внутренним «Я» — залог получения удовольствия от жизни и работы, инвестирования себя в действительно важные дела.

Для чего нужно пройти этот путь

Все мы хотим удовольствия от жизни, быть счастливыми, реализовать себя и прийти к собственному целостному успеху. Познавая себя, человек открывает в себе скрытые резервы и через это улучшает качество собственной жизни.

Он удивляется, как легко начинают даваться дела, которые раньше казались трудными, и сколько удовольствия и новой энергии они приносят, чтобы расти дальше, делать более сложные успешные проекты, отчего появляется творчество и радость жизни каждый день, вместо грустного выживания.

Все духовные ресурсы больше не расходуются в бессмысленных направлениях на ненужные вещи, они оптимизируются и направляются на достижение главных жизненных целей конкретного человека, согласно его внутреннему потенциалу: построение карьеры, воплощение амбициозного проекта, развитие и гуманизация общества, реализации себя в искусстве или спорте.

Человек, познавший себя, становится истинным хозяином своей жизни: отныне он сам решает, по какому пути она пойдёт и какими темпами. Во многих восточных философских школах это состояние является высшей ценностью, к которой можно стремиться до самой смерти. К счастью, сегодня успеха в самопознании можно добиться гораздо быстрее.

Источник: http://foilural.ru/samopoznanie-ru

«Наша сила внутри нас» (тренинг по самопознанию и саморегуляции) | Открытый класс

Цель:        Учиться жить в гармонии с собой.Задачи:    1.Ознакомить участников с основными принципами обучения в                   тренинге, раскрыть основные правила работы.                  2.Изучать приемы самодиагностики, способы самораскрытия и                               саморегуляции организма.                   3.Развивать способность к самопознанию и умение «властвовать                    собой».                    4.Воспитывать культуру отношения к своему здоровью.Методическое обеспечение и дидактический материал:объяснительно-иллюстративные методы: объяснение; вводная беседа; показ; обсуждение;практические методы: упражнение; методы самопознания – тестирование; метод творческих задач; метод анкетирования; релаксация; рефлексия;методы стимулирования и мотивации деятельности: эмоциональное воздействие; поощрение; личный пример; перспектива;дидактический материал: таблички с правилами; анкеты; фонограмма сборник релаксационной музыки.

Ход занятия Педагогический комментарий
       1. Знакомство Упражнение «Визитка» (тренинговое имя).Оформить визитки и подготовиться к взаимному представлению. Основная его задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили.      (5 минут) Первое упражнение должно настроить участников на серьезное отношение к делу. Даже простейшие приветствие и знакомство могут дать многое для понимания человека.        Нужно учиться запоминать полученную информацию, проявляя внимание не только к внешности индивида, но и к смыслу его слов. Уже с данного упражнения члены группы должны понять, что основной принцип, помогающий понять себя и других – это внимание к человеку.
    2. Правила нашей группыПосле того как выбраны имена и состоялось первое знакомство можно приступить к изучению основных правил тренинга, особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим главные из правил:  2.1. Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предложить принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это психологически уравняет всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.  2.2. Общение по принципу «здесь и теперь».Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно отвести от себя рассуждения и обсуждать или рассказывать о событиях, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера поведения, умения быть самокритичными правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.  2.3. Персонификация высказываний.  Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» — на «я думаю…» и т.д.  2.4. Искренность в общении.Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказываться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других.  2.5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверенны в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом.  2.6. Определение сильных сторон личности.Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения задания и этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово.  2.7. Активное участие в происходящем.Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие.  2.8. Уважение к говорящему.Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем  своим видомПоказывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем ему свои вопросы, благодарим или спорим с ним.(Правила обсуждаются, рассматриваются предложения об изменении или добавлении новых).-Если кого-то эти условия не устраивают, он должен принять решение: принять их и следовать им во время работы, или не начинать занятия совсем.  Свой выбор каждый делает самостоятельно, без советов и давления со стороны.  Обсуждение и принятие правил – очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени сознания их участниками тренинга будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру обсуждения и принятия правил нужно отвести достаточное количество времени, чтобы потом постоянно не возвращаться к ним.
    3. Тема наших занятий: «Наша сила внутри нас».  —  Но что это за сила?  —  Все живое, включая нас самих, произрастает из семени, в котором есть все для жизни и роста. Мы рождаемся, в нас есть все, чтобы выжить и вырасти. Но когда мы вырастаем, мы перестаем в это и начинаем обращаться в различные инстанции за помощью. Что же касается, к примеру, семени цветка, то из него вырастает прекрасное растение без всякой посторонней помощи. Наверное, мы замечаем, как иногда сорняк пробивается через асфальт. Вы же, если вы только не заядлый каратист, вряд ли сможете сломать асфальт руками. Однажды у себя в саду, около ограды я посадил герань. Я не думал, что она способна вырасти больше, чем на 20-30 сантиметров. Но около ограды ей не хватало солнца, и она стала тянуться вверх. Ей так хотелось быть геранью, что она вытянулась почти на два метра, дотянулась до света и зацвела без всякой посторонней помощи. Сила, которая помогает растению сломать асфальт или преодолеть другое препятствие – это желание быть самим собой, раскрыть и отдать все, что дано тебе природой, невзирая ни на какие обстоятельства.-Разве вы хуже сорняка или герани? Все, что вам нужно, уже заложено в вас самих.  Поверьте, вся сила, вся энергия уже в вас.-Не стоит быть никем, кроме того, кто вы есть.-Наши занятия помогут вам немного разобраться в своем «Я». Своеобразный «индуктор» в процессе объявления темы занятия интригует детей и настраивает на серьезное отношение к работе.
    4. Знаешь ли ты себя?   —   Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на заданные вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны.-Получив газету, просматриваете ли вы ее прежде, чем начать читать?-Едите ли вы больше обычного, когда расстраиваетесь?-Думаете ли вы о своих делах во время еды?-Храните ли вы письма от близких людей?-Интересует ли вас психология?-Боитесь ли вы ездить на большой скорости?-Избегаете ли вы мысли о смерти?-Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?-Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?-Делитесь ли вы с другими личными трудностями?-Читаете ли вы любовные романы?-Избегаете ли вы одиночества?-Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?-Случалось ли вам в задумчивости проехать нужную остановку?-Возникало ли у вас желание жить в другом городе?-Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?-Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?Обработка результатов теста.-Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма.Интерпретация результатов.От 75 до 85 очков: Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальных событий. Это поможет лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.От 55 до 70 очков: Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.От 30 до 50 очков: Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительными возможностями.От 5 до 20 очков: Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь конечно вещь серьезная, но нередко чувство юмора помогает преодолевать препятствия.-Результаты теста помогут в ходе тренинга глубже разобраться в себе. Даже если кого-то из вас они обескуражили или снизили рабочий настрой, нужно отнестись ко всему спокойно, как к новой возможности обрести уверенность и уважение к своей личности. Процедура тестирования помогает настроить членов группы на изучение самих себя, а это и есть основная задача данного тренинга – закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие и на основе этого возможность изменить себя.
    5. Мое физическое «Я»-   Человек – это не только мысли, душа, у него есть еще и тело (самое     материальное, самое осязаемое, ощутимое).-Знаете ли вы свое тело?-Когда последний раз вы измеряли свой рост, вес?-Часто ли вы следите за своими жестами, движениями в повседневной жизни?-Думали ли вы когда-нибудь о своей походке? Как вы смотритесь со стороны?Я предлагаю такое упражнение: под музыку каждый из вас по очереди пройдется, пытаясь в своей походке выразить себя.А теперь, каждый из вас будет показывать танцевальное движение, а мы вместе будем повторять (под русскую народную музыку). Это упражнение призвано сформировать установку на восприятие себя в единстве физического и духовного начал.   Участники должны настроиться на внимательное отношение не только к движениям своей души, своим переживаниям, но и к своему телу, которое во многом определяет наше отношение к жизни.
    6. Упражнение «Цветок».   —   В начале нашего занятия мы проводили аналогию между растениями и человеком. И сейчас немного вернемся к этой теме, но будем проводить практическое сравнение. Устройтесь поудобнее, закройте глаза (включаю релаксационную музыку).Представьте себе любимый цветок-какой он?-какой у него стебель?-какие у него листья?-какой у него цветок или бутон?-какие есть особенности у вашего цветка?-какая вокруг него местность?-какая погода?-как он растет? (один, кустом, не поляне и т.д.)Понюхайте свой цветок. Почувствуйте его аромат.Полюбуйтесь на вой цветок со стороны. Попрощайтесь с ним до следующей встречи. Потихоньку открывайте глаза.    —   Расскажите о своем цветке. Что вам в нем понравилось, а что нет?    —   Это упражнение (представление любимого цветка) вы можете выполнять и самостоятельно. Когда вам хочется отдохнуть, улучшить свое настроение, самочувствие, повысить жизненный тонус, вы можете воспользоваться этим упражнением. Обязательно провести рефлексию в конце упражнения (чувства, ощущения – все проанализировать).Вместе с группой проанализировать каждый рассказ, дать небольшую характеристику каждой личности, подталкивая каждого к развитию способности самоанализа, самопознания.
    7. «Зарядка».А теперь вы отдохнули, расслабились, размякли, но занятие еще не закончилось и надо встряхнуться.    —   Сейчас сделаем небольшую зарядку.Что такое слово «зарядка»? Вслушайтесь в него, вдумайтесь.Нам необходимо зарядиться хорошей, активной энергией и выплеснуть плохую, негативную, пассивную энергию.Мы встанем в круг и будем делать движения. Повторяйте.(Хлопаем в ладони, топаем ногами, прыгаем по кругу; положили руки на плечи впередистоящего  и прыгаем все вместе; взялись за руки, идем в круг; «ковырялочка» на месте; поворот на 360° в одну, потом в другую сторону…) Задание позволяет проследить за работой анализаторов (слух, обоняние, осязание и т.д.) и развивает  способность контролировать эту работу и управлять ею в целях улучшения своего состояния.
    8. Упражнение «Комплимент».Участники садятся в большой круг.   —  Каждый должен внимательно посмотреть на сидящего слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.Тот, кому сделали, комплимент, должен как минимум поблагодарить.Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом – вот, что необходимо для приятного и продуктивного общения.Давайте попробуем проверить насколько мы доброжелательны, умеем ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Это упражнение прекрасно показывает умение понимать окружающих людей, видеть их особенности. Оно помогает продемонстрировать свое доброе и уважительное отношение друг к другу. Учит делать окружающим комплименты, не стесняясь, не замыкаясь, не завидуя.
    9. Откровенно говоря……..   —  Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему лучше подготовиться к работе, сделать обучение более полезным для вас и группы в целом.Откровенно говоря………….Дата занятия ________________________Мое тренинговое имя _____________________-во время занятия я понял, что …-самым полезным для меня было …-я был бы более откровенным, если …-своими основными ошибками на занятии я считаю …-мне не понравилось …-больше всего мне понравилось, как работал (а) …-на следующем занятии я хотел бы …-на месте ведущего я …Подпись Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает тренинг, помогает обучающимся выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самим себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии. Во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое – задачи тренинга). В-третьих, участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указывать собственные ошибки и сделать замечания ведущему. Ведь это способствует решению целей и задач тренинга, дает хорошие результаты.
    10. Подведение итогов.   —  Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели.   —   Итак, кто хочет взять слово?   —   Мы расстаемся с вами до следующего занятия, которое будет продолжением начатого. Оно позволит вам узнать больше о себе и других участников и встать на ступеньку выше в познании себя как части мира. Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать работу. У членов группы должна быть последняя возможность сказать то, что их тревожит или мучает.
Прикрепленный файлSize
4.png 261.42 KB
Читайте также:  Что такое самосовершенствование и с чего начать саморазвитие - 5 ключевых факторов личностного роста

Источник: http://www.openclass.ru/node/453575

Тренинг самопознания

  1. Каждый поочередно кричит громко: «Я» и тихо индивидуально или группой «Мы».

  2. Давайте проверим, насколько хорошо мы знаем друг – друга. Ведущий называет по очереди качества человека: Кто самый … умный, красивый и так далее. Все остальные показывают на кого-то из группы, того, кого они считают соответствующему этому качеству.

    Рефлексия: почему выбор падал на тех или иных людей; как часто кого выбирали; почему одних выбирали часто, а других ни разу.

  3. Ведущий говорит: У меня в руках игрушка, сейчас вы будете бросать, кому-либо из участников и при этом называть две вещи, которые я знаю о нем. Тот, кто поймал, должен будет ответить: «Да это так (если это действительно так или отказаться, если это неправда), но никто не знает, что я …» и называет несколько вещей, которых о нем никто не знает.

    Обсуждение: Трудно ли было говорить в круг, то что никто не знает никто.

  4. В центр круга ставиться три стула, один впереди, два чуть позади, вызывается один доброволец.

    Он садиться на первый стул, напротив которого сидит ведущий, участники садятся на стул позади и говорят, начиная с личного местоимения, предполагаемые определения человека. (Я – симпатичный, я люблю выпить и так далее).

    Человек, сидящий впереди может согласиться с этим – Да, я … (точно повторив формулировку), либо не согласиться – Нет, я не …

    Рефлексия: было ли тяжело или неприятно слышать о себе мнения людей; как себя чувствовали при выполнении упражнения.

  5. Каждый участник говорит: «Я напоминаю себе …» далее следует какое-либо определение себя в сравнении с предметом, явлением и так далее.

  6. Образуются два круга, участники внутреннего сидят, а внешнего стоят за их спинами, положив руки на плечи. Внешний круг двигается по сигналу ведущего. Задача участников внешнего круга тихо и искренне, на ушко, говорить комплименты людям, сидящим во внутреннем кругу.

    Внутренний круг сидит с закрытыми глазами и не комментирует. При переходе от человека к человеку руки переставляются таким образом, чтобы ни один из сидящих во внутреннем круге не оставался на секунду без руки на плече. Потом внешний и внутренний круги меняются ролями.

    Рефлексия: Опрос по кругу о том кто и что чувствовал.

  7. Каждый участник получает лист бумаги, ему необходимо написать 10 пунктов определения самого себя. Подписывать не нужно. Потом ведущий собирает бумажки перемешивает и зачитывает их. Участники пытаются угадать, кому принадлежит то или иное определение.

  8. Участники, перебрасывая мяч, друг другу и говорят: «Если бы ты был Хиппи, то на твоей футболке было бы написано…».

  9. Каждый участник по очереди берет в руки большое зеркало и в течение 2 – х минут говорит о себе только хорошее. Рефлексия участника ведущими сразу, что говориться, не отходя от кассы.

  10. Выбирается один человек, все остальные садятся вокруг него полукругом. По очереди, каждый участник делает комплименты участнику, сидящему в центре.

  11. Продолжить фразу: Сегодня мне … Сегодня для меня … и так далее.

  12. «Прощание разными частями тела»: Ведущий показывает какое – то необычное прощание руками, носами, и так далее. Задача участников попрощаться таким способом с максимальным количеством людей. Потом следующая часть тела. Всего минут 3-5.

Читайте также:  Заработок на партнерках - основные виды + партнерские программы для заработка

Источник: http://enpsy.narod.ru/trenings/samopozn.htm

5 способов самопознания

Когда я покупаю новый телефон, то провожу целый вечер за тем, чтобы разобраться, как им пользоваться. Чтобы понять, как пользоваться самой собой и тем, чем наградили меня природа и родители, нужно гораздо больше усилий и времени.

А так как любой человек является саморазвивающейся и постоянно меняющейся системой, то разбираться в себе можно всю жизнь, постоянно совершенствуя свои навыки самопознания.Самопознанием можно заниматься различными способами.

Вот некоторые из них: — самопознание через ориентирование на мнение окружающих — самопознание через самонаблюдение — самопознание через самоанализ — самопознание через контакт с другими людьми

— самопознание с помощью тестов

Самопознание через ориентирование на мнение окружающих

Этот способ самопознания является самым доступным, потому что высказывать свое «авторитетное» мнение о других людях, давать им непрошеные советы и бесконечные рекомендации у нас любят почти все.

В детстве и в юные годы мы так беззащитны перед этой способностью окружающих, что верим им безоговорочно, впитываем в себя чужие мнения, как губка, а потом всю оставшуюся жизнь ищем себя истинных, пытаясь «переварить» или «выплюнуть» то, что из лучших побуждений «навешали» на нас многочисленные, невоздержанные на язык «благожелатели».

Когда мы взрослеем, становимся сильнее, мудрее и опытнее, мнения окружающих уже не представляют для нас особой опасности. Мы понимаем, что если Вася Пупкин сказал нам, что мы глупы, жадны и некрасивы, то это его проблемы, потому что, как известно, соломинку в чужом глазу видит тот, кто не замечает бревна в собственном.

Если то же самое скажет про нас и Петя Сидоров, то мы решим, что они с Васей Пупкиным просто сговорились.

Если же все в нашем окружении твердят то же, что и эти двое, то мы подумаем, что весь мир сошел с ума, и поменяем свое окружение, найдем тех людей, для которых мы не глупы, а эмоциональны, не жадны, а экономны, не уродливы, а своеобразны.

Самопознание с помощью этого сомнительного метода неизбежно приводит нас к кризису идентичности, когда мы начинаем понимать, что мы не совсем такие, какими нас видит мама, и не такие, как думает папа, на наш счет сильно заблуждались и наша учительница Марья Ивановна, и бывший супруг Дормидонт… И тут начинается самое интересное: избавление от ложного «Я» и поиски себя истинных. Этому способствуют остальные из названных в начале статьи методов самопознания.

Самопознание через самонаблюдение

Гештальт-терапевты считают, что самонаблюдение и осознание себя – это первый и очень важный шаг к позитивным переменам в нашей жизни. Самонаблюдение предполагает постоянное повышение своего уровня осознанности. Его тренировке и развитию способствуют и дневниковые записи, и специальные упражнения и приемы. Один из приемов самонаблюдения называется «Дверной проем».

Самонаблюдение происходит таким образом. Выберите любой дверной проем в вашей квартире и пообещайте себе, что каждый раз, когда вы будете через него проходить, то ответите себе на один из вопросов: «Что я сейчас чувствую?» «Что я сейчас делаю?» «О чем я сейчас думаю?» Можно за каждым дверным проемом закрепить свой вопрос.

Например, когда я занимаюсь самонаблюдением, выходя из своей квартиры или заходя в нее, то спрашиваю себя о чувствах.

Есть у меня один странный дверной проем, проходя через который, я часто забываю, зачем я шла туда, куда шла, и что хотела сделать, поэтому за ним я закрепила вопрос: «Что я сейчас делаю?» В дверном проеме, ведущем в мой бывший рабочий кабинет, я нередко спрашивала себя: «О чем я сейчас думаю?» Когда обнаружилось, что на входе мои мысли становились все мрачнее и мрачнее, а на выходе все светлее и радостнее, я уволилась. На одном из тренингов мы занимались самонаблюдением так. Делились на пары, садились друг напротив друга и обменивались фразами, которые начинались со слов: «Я сейчас чувствую, что у меня…», а дальше у каждого было что-то свое: чешется левое ухо, заложена правая ноздря, сильно колотится сердце, затекла рука, напряжена челюсть, появилось желание кое-кого причесать, появилась мысль, что мы занимаемся ерундой и т. д. Чтобы помочь своим клиентам глубже осознать себя на разных уровнях, я часто предлагаю им поработать в такой технике самонаблюдения, как « SIBAM», которая предполагает получение ответов на следующие 5 вопросов: — Что ты сейчас ощущаешь? — Каким чувством сопровождается это ощущение? — На что это похоже (имеется в виду образ, метафора)? — Что тебе хочется сделать из этого ощущения или чувства? — Что ты обо всем этом думаешь? Не важно, в какой последовательности задавать эти вопросы и как их формулировать. Главное, пройтись по основным пяти пунктам: 1. Чувства 2. Ощущения 3. Мысли 4. Действия 5. Образы После этого упражнения у человека возникает ощущение, что он собирает себя воедино, как мозаику. Этот процесс самонаблюдения приводит к переживанию целостности.

Самоанализ. Этот метод самопознания очень любят психоаналитики и те их клиенты, которых можно назвать жесткими логиками, интеллектуалами. Таких хлебом не корми, дай только что-нибудь проанализировать, докопаться до сути, до самых глубинных причин всех своих и чужих проблем.

Анекдот в тему. Встречаются два психоаналитика. Один из них внимательно смотрит на коллегу, анализирует его внешний вид, позу, взгляд, жесты и говорит: «Ну, я вижу, что у тебя дела идут хорошо. А как у меня?» Я какое-то время ходила к психоаналитику, анализировала с ним свои сновидения.

Это было очень увлекательно, а главное, заниматься этим можно бесконечно, потому что внутренний мир любого человека, как космос. Как только прорабатывается верхний слой подсознания, на поверхность поднимаются более глубокие. Сейчас я раз в две недели хожу на терапевтическую группу по символдраме.

Это одно из психоаналитических направлений, которое предполагает работу с образами и проработку своих проблем на символическом уровне с последующим их анализом.

Терапевты по методу символдрама считают, что воображение рисует нам те образы, которые указывают на наши неосознанные, вытесненные в подсознание чувства, желания и потребности. Поэтому с помощью символдрамы можно легко узнать про себя то, чего раньше не знал.

Например, я обнаружила у себя много вытесненной злости и теперь ищу конструктивные способы ее проявления, чтобы не разрушать себя, окружающих и отношения с ними.

Самопознание в контакте с другими

Самопознанием с помощью этого метода хорошо заниматься в специальных гештальт-группах. Гештальтисты считают, что то, как человек контактирует с окружающим миром, очень четко характеризует и его самого, и то, что ему необходимо для разрешения его проблем. Получается, что Шерлок Холмс из следующего анекдота тоже гештальтист.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон пролетали на воздушном шаре над незнакомой местностью. На берегу озера они заметили человека с удочкой.

Приблизившись к нему, Холмс спросил: — Скажите, любезный, а где мы находимся? Рыбак ответил не сразу, вначале он посмотрел на вопрошающих, потом на воздушный шар, затем опустил голову и почесал затылок и только после этого произнес: — В воздушном шаре, сэр.

Шерлок поблагодарил за ответ и, обращаясь к Ватсону, заявил: — Этот человек наверняка когнитивный терапевт. Доктор удивился: — Как вы догадались, Холмс?! — Элементарно, Ватсон! Во-первых, он подумал, прежде, чем ответить, во-вторых, сказал чистую правду, и, в-третьих, эта правда совершенно бесполезна.

Гештальт-группа – это одно из немногих мест, где вместо оценки, совета, нелицеприятной или ложной характеристики, того, чего слишком много в нашей реальной жизни, можно получить от участников группы честную обратную связь, которая поможет вам лучше понять себя и свое место в мире, активно способствует самопознанию.

Читайте также:  Как зарабатывать на продаже товаров с ebay и как их заказывать

Что такое обратная связь? Это те чувства, ощущения и желания, которые появляются у окружающих на ваши слова, действия и другие проявления.

В моей обучающей гештальт-группе, которую я посещала несколько лет назад, терапевт очень внимательно следил за тем, чтобы никто из участников не «срывался» на привычные интерпретации чужого поведения, не давал непрошенных советов, говорил о себе, от первого лица, а не «засыпал» кого-нибудь многочисленными агрессивными вопросами, как из рога изобилия. Все это было запрещено правилами группы, где мы учились контактировать непривычным, но более здоровым образом и, используя обратную связь участников, избавлялись от ложного «Я», все больше и больше приближаясь к своей истинной сути.

Самопознание с помощью тестов

Когда у меня спрашивают, можно ли максимально сократить процесс самопознания, можно ли познать себя быстро, без постоянного хождения на психологические консультации, индивидуальную и групповую психотерапию, бесконечного чтения психологической литературы и просмотра полезных фильмов, я вспоминаю некоторые тесты, с помощью которых я быстро узнала про себя много нового. Здесь я опишу один из них.

Тест «Самолет»

Представьте себе, что вы летите на самолете над степью. Рассмотрите ее с высоты птичьего полета и запишите несколько определений, которые лучше всего характеризуют вашу степь. Вдруг ваш самолет терпит какое-то бедствие, поэтому вынужденно совершает аварийную посадку.

Что вы делаете после этого? Каковы ваши действия? Опишите их письменно, чтобы не забыть потом, когда будете интерпретировать свои ответы. Затем представьте себе сосуд. Какой он? Что хочется с ним сделать Зафиксируйте свои ответы. Определившись с сосудом, вообразите собаку.

Какая она? Что делает? На каком расстоянии от вас находится? Что вы испытываете в ее присутствии? Продолжаете ли дальнейший путь вместе с ней или без нее? Дальше вы встречаетесь с верблюдом. Удается ли на него взобраться? Вы продолжаете свой путь верхом? Ваш верблюд шагает медленно и чинно или скачет галопом? Где находится собака? Продолжайте свой путь.

Впереди появляется женщина. Какая она? Что между вами происходит? Где в это время находятся верблюд и собака? Берете ли вы женщину с собой или оставляете там, где встретили? Вы двигаетесь дальше. Неожиданно перед вами возникает препятствие. Что это? Удается ли его преодолеть? Как вы это делаете? Преодолев помеху, вы выходите к морю. Что вы там делаете? Все, тест пройден.

Расшифровка очень простая. Степь символизирует актуальное состояние. Она может быть сухой и выжженной солнцем (такое часто бывает при депрессивных состояниях) или зеленой и цветущей. То, как вы себя ведете после аварийной посадки самолета, это ваш привычный способ поведения в кризисных ситуациях.

Кто-то лежит раненый и ждет помощи, кто-то зовет на помощь, а кто-то идет искать спасение сам. То, как вы обращаетесь с сосудом, может многое сказать про ваши отношения с матерью или другими женщинами. Например, если человек пьет из сосуда и забирает его с собой, то отношения, скорее всего, гармоничные, а если разбивает его или выбрасывает, то конфликтные.

Собака символизирует дружбу, отношения с друзьями. Один мой знакомый, переживший предательство друзей, увидел мертвую, смердящую собаку. Если с друзьями все благополучно, то представляется веселый игривый пес, который бежит вам навстречу, виляя хвостом. Если вы спокойно проходите мимо собаки, то, возможно, дружба для вас не очень важна. Верблюд – это карьера.

Кто-то взбирается на него с трудом, перед кем-то животное склоняется само, на кого-то плюет свысока. Женщина символизирует вашу совесть. Кто-то с ней советуется, кто-то занимается сексом, а потом берет с собой, но есть и те, кто не обращает на женщину никакого внимания. Препятствие в образе символизирует то, что мешает двигаться к цели.

Море символизирует нашу способность отдыхать и расслабляться. Таким образом, познавать себя можно по-разному. Руководствоваться в самопознании только лишь чужим мнением о вас нежелательно. Познавайте себя через самонаблюдение и самоанализ вашего способа контактирования с окружающим миром. Если хотите быстрых результатов в самопознании, попробуйте использовать тесты.

Фотография: Corbis/Fotosa.ru

Источник: http://levelberi.ru/5-sposobov-samopoznaniya.html

Методическая разработка по психологии по теме

Программа занятий для подростков с целью: самопознания и саморазвития учащихся 7-9 классов.

Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.

Цель курса: формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.

Задачи курса:

  1. Построение адекватной Я-концепции;
  2. Развитие навыков саморегуляции;
  3. Развитие критического мышления;
  4. Развитие навыков принятия обоснованных решений;
  5. Приобретение опыта выхода из различных ситуаций;
  6. Формирование навыков преодоления стресса;
  7. Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.

Методы: мозговой штурм, ролевое моделирование, дискуссия, беседа, психогимнастика, элементы арттерапии, рефлексия, диагностика, тренинг по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения:

  1. Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,
  2. Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,
  3. Несформированность навыков принятия решения,
  4. Неуверенность в своих силах, тревожность,
  5. Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.

Программа рассчитана на 12 занятий по 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план.

Тема Содержание
1 Знакомство. Правила. Создание комфортной, доверительной, безопасной обстановки. Принятие правил.
2 Я-концепция Формирование адекватной Я – концепции, осознание своей уникальности и неповторимости.
3 Чувства Осознание необходимости анализа собственных чувств и способов их регуляции.
4 Стресс Стресс, его природа. Способы и возможности преодоления стресса.
5 Межличностное взаимопонимание. Формирование и развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопонимания.
6 Общение Формирование и развитие навыков эффективного и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.
7 Конфликты Конфликты и их природа, нахождение в конфликте, выход из него, конструктивное разрешение конфликтов.
8 Принятие решений Формирование и развитие навыков принятия решений, ответственность за себя и свои поступки. Алгоритм принятия решений.
9 Уверенность Уверенное и неуверенное поведение, приобретение опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях.
10 Темперамент Понятие о темпераменте, как об основе психики человека. Характеристика типов темперамента.
11 Характер Психология характера. Интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты.
12 Заключительный урок Подведение итогов. Обратная связь.

Урок 1.

Тема: Знакомство. Правила.

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работы психологического тренинга, освоение приёмов активного стиля общения.

Упражнение «Знакомство»

По уже сложившейся традиции тренинговых групп каждый из вас сейчас сделает себе визитку, при этом вы вправе взять себе любое имя. Вам предоставляется полная свобода выбора, вам даётся время для оформления визиток и подготовки к знакомству.

Психолог даёт задания:

  1. Представиться каждому участнику,
  2. Рассказать о своём имени,
  3. Ответить на вопрос «Как ты сейчас себя чувствуешь?»

Психолог представляет программу и правила работы в группе. Проводится обсуждение и принятие с участниками правил работы в группе.

Правила работы в группе:

  1. Один говорит, все молчат.
  2. Каждый говорит от своего имени, о себе, о своём мнении, о своих мыслях и чувствах ( здесь и сейчас).
  3. Конфиденциальность.
  4. Безоценочность.
  5. Активное участие.
  6. Искренность в общении.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/02/01/programma-zanyatiy-dlya-podrostkov-s-tselyu-samopoznaniya-i

Самопознание человека. Процесс самопознания

Достигнув в материальном мире определенных высот, человек часто остается неудовлетворенным, т.к. достигнутые цели не приносят душевного спокойствия. В жизни любого человека когда-нибудь наступает момент, когда он задает себе вопросы, касающиеся самопознания, самоопределения и осознания своего предназначения.

Поначалу поиск ответов, через процесс самопознания происходит во внешнем мире. Человек может перечитать огромное количество книг, перепробовать на себе кучу различных практик, удариться в религию. В какие-то моменты может казаться, что истина, наконец, достигнута.

Но на смену одной концепции приходит другая, и процесс может продолжаться бесконечно.

Что такое самопознание?

Самопознание – это процесс осознания себя: своей глубинной сути, смысла жизни, своих физических и психических возможностей.

Эта потребность изначально заложена в человеке, в отличие от животных.

Во всех религиях, особенно восточных, самопознание считается средством постижения единства с Богом, оно дает возможность найти внутри себя неисчерпаемый потенциал и успешно применить его в жизни.

Человек все основное в жизни делает сам: выбирает цель, совершает и исправляет ошибки, строит отношения с другими людьми. Придя к пониманию смысла и осознанию своих способностей, он становится интересным не только другим, но и самому себе, повышается личная самооценка, качество и полнота жизни.

Я-концепция и этапы ее эволюции

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.

Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.

Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Методы самопознания

Самопознание начинается в тот момент, когда человек обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения, оно происходит с использованием следующих методов:

  • Самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением.
  • Сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе.
  • Моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми.
  • Метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками).
  • Познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения.

Средства самопознания

Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства:

  • Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.
  • Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.
  • Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.
  • Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.
  • Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.
  • Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания.

Человек в конце концов понимает, что главная цель – это научиться жить и наслаждаться жизнью. Это понимание может прийти не сразу, а лишь после страданий или долгого жизненного пути, позволившего получить необходимый опыт. А может произойти мгновенно, подобно озарению. Если человек становится на путь самопознания, это неминуемо произойдет.

Видео по теме самопознание:

  • Читальный зал «Знахарь» © 2010

Источник: https://znaxar.com/articles/21728-process-samopoznanija-cel-metody-i-sredstva.html

Ссылка на основную публикацию